Universal Music объявляет войну шуму в потоковом вещании

Universal Music против шума в потоковом вещании

Каждую ночь я погребаю свой шум в ушах с помощью шума коричневого цвета, мурлыканья кошек и капель дождя на листьях. Эта “функциональная музыка”, как ее называют, безусловно выполняет свою функцию – успокаивает меня и помогает заснуть. Она также составляет значительную часть потока данных в мире: Spotify недавно сообщил, что белый шум и атмосферные подкасты накапливают 3 миллиона часов прослушивания в день.

Согласно странному особенному качеству этой индустрии, эти атмосферные звуки, часто записанные или созданные искусственным интеллектом, имеют ту же денежную ценность, что и настоящие песни. Один поток – один кредит – одна равная доля, которая делится между всеми. Такая система легко подвергается различным манипуляциям.

Соглашение, достигнутое между Universal Music Group, крупнейшим звукозаписывающим лейблом в мире, и французским сервисом потокового вещания Deezer, обещает изменить ситуацию. По новой модели, которую Deezer назвал “ориентированной на исполнителя”, Deezer лишит монетизации шум стиральной машины и звук бот-генерируемой музыки. Кроме того, каждый поток от кого-то, кого Deezer называет “профессиональным исполнителем” – тех, у кого есть не менее 1000 потоков в месяц от не менее 500 уникальных слушателей – будет учитываться вдвое. При поиске конкретных исполнителей это число удваивается, так что если я ищу “Peabo Bryson and Regina Belle” и слушаю “A Whole New World (Aladdin’s Theme)”, это будет считаться четырьмя потоками. Немонетизированный “звук неискусственного шума” в конечном итоге будет заменен собственной функциональной музыкой Deezer, не включенной в общую сумму выплат.

“Фактически мы отнимаем стимул монетизировать любое другое содержимое на нашей платформе, кроме музыки, созданной исполнителями, привлекающими постоянную и активную аудиторию”, – говорит генеральный директор Deezer Жеронимо Фольгейра.

Любые изменения в непреклонной модели потокового вещания музыки, практически неизменной с момента запуска Spotify в 2008 году, являются хорошей новостью, и это соглашение действительно изменит ситуацию в пользу исполнителей. Однако потоковое вещание все еще осуществляется во власти крупнейших компаний. Те, кто жаждет революции, должны надеяться, что это станет началом открытого диалога. Не все уверены в этом.

“Мы действительно должны подвергнуть сомнению заявление компании UMG о том, что новое партнерство ‘лучше вознаградит исполнителей’ и отражает ‘истинную ценность отношений исполнитель-фанат’. Какие исполнители и какие фанаты?” – говорит Лиз Пелли, музыкальный журналист, пишущий книгу о потоковой индустрии. “Ответ довольно очевиден”.

Universal Music отказалась давать комментарии.

Платформы потокового вещания давно страдают от злоупотреблений спамерами. Deezer оценивает, что 7 процентов ее потоков являются мошенническими. Эти мошенничества осуществляются различными уловками. Они могут включать загрузки с оптимизированными именами для поиска, такими как “Музыка для релаксации” или “Релаксация, звукотерапия”. Иногда это песни, продолжительность которых составляет ровно 31 секунду, чтобы получить выплаты за авторские права. В других случаях мошенники загружают 10 000 версий одного и того же трека, каждая с другим именем исполнителя. С развитием генеративного искусственного интеллекта спаминг платформ становится все проще.

Потоки, помеченные как “шум”, составляют приблизительно 2 процента потоков на Deezer. Компания не сообщает точных цифр, но белый шум и другой контент, не являющийся музыкой, “существенно” снижает выплаты профессиональным исполнителям, говорит Фольгейра. У нас есть данные о том, как эта проблема влияет на крупнейшие платформы потокового вещания: Spotify установил, что удаление белого шума увеличит ее годовую прибыль на 38 миллионов долларов.

По новой модели Deezer обещает отделить профессиональных исполнителей от музыкального шума любителей, функциональной музыки и ботов, играющих систему, и сделать свою платформу защищенной от будущих проблем.

“Новая модель разработана для эффективного противодействия злоупотреблениям с помощью белого шума”, – говорит Фольгейра. “Она также даст нам рамки для разработки инструментов для борьбы с будущими злоупотреблениями, включая мошенничество и нарушение авторских прав с использованием контента, созданного искусственным интеллектом”.

Это соглашение должно принести пользу профессиональным исполнителям. Deezer утверждает, что они должны получить повышение выплат на 10 процентов. “Я думаю, в конечном итоге эта модель, вероятно, будет выгодной для большинства исполнителей, которых вы знаете или которые вам нравятся”, – говорит Дэвид Тернер, основатель информационного бизнес-бюллетеня о музыке Penny Fractions и менеджер по стратегии в SoundCloud. По его мнению, любители потеряют выплаты, стоящие меньше чашки кофе, в то время как у исполнителя с небольшой, но преданный фанатской базой может появиться возможность оплатить аренду.

Однако это не без своих проблем. Во-первых, такое представление ставит любителей против исполнителей, утверждает Пелли, подразумевая, что любители являются причиной того, что “правильные” исполнители зарабатывают меньше.

“Есть так много художников, которые не могут зарабатывать профессиональное существование на записанной музыке, в частности из-за несправедливости системы потоковой передачи, или которые намеренно выбирают делать музыку в непрофессиональном стиле по личным или художественным причинам”, – говорит она. “Эти системы также крайне несправедливы и для таких типов художников.”

Также сложно провести границу между плохими исполнителями, функциональной музыкой с целью (например, покрытие тиннитуса), и более авангардными формами “шума”. “Разрешение крупным лейблам и руководителям потоковой передачи решать, что считается “непрофессиональным шумным контентом” и что считается “искусством”, – это очень скользкий путь”, – говорит Пелли. “Есть много музыки, которая может оказаться в серой зоне – например, амбиент и шумовые музыканты, работающие с полевыми записями”. Фолгейра возражает, что такие виды художников получат выгоду от поддержки профессиональных художников, и Deezer, по крайней мере изначально, будет демонетизировать только белый шум.

Конечно, Deezer предназначен для музыки и подкастов. (Мой микс для тиннитуса поступает из таких приложений, как Calm). Но план Deezer загрузить свою собственную функциональную музыку вызывает некоторые вопросы, говорит Пелли. “Это, в некотором роде, открывает дверь для нормализации создания и распространения потоковых сервисов их собственных записей, что может иметь больше последствий для художников в дальнейшем”. Фолгейра говорит, что Deezer не имеет “амбиций начать производить и распространять контент, конкурирующий с профессиональными художниками”.

И Пелли, и Тернер соглашаются в том, что для Universal основной мотивацией является доля рынка: например, независимая лейбл-сцена в Великобритании видела рост от года к году, одна из теорий заключается в том, что алгоритмы потоковой передачи направляют пользователей к более узким художникам. В этом контексте исключение шума может быть способом успокоить инвесторов. “Когда я вижу такую историю, я вижу Universal Music Group, пытающуюся расширить свою долю рынка и убедиться, что как можно больше потоковой активности происходит вокруг их каталога”, – говорит Пелли. “Крупные лейблы видят ‘непрофессиональный шумный контент’ как нечто, что вредит их доле рынка”.

Потоковая передача давно критиковалась за свою пропорциональную модель, в которой все доходы поступают в одну копилку и распределяются в соответствии с долей общих потоков. В результате ценители музыки могут слушать “вставь-музыкальную-неизвестность-здесь” в пользу Бруно Марса. Deezer, который является лишь частью крупных потоковых платформ, с 16 миллионами активных пользователей в месяц, выступает за модель, ориентированную на пользователя, где доходы распределяются в зависимости от того, что пользователь действительно слушает. Хотя эта сделка ею и не является, участие Universal имеет ключевое значение. Как отметил писатель Кори Доктороу в своей книге “Chokepoint Capitalism”, распространено заблуждение, что потоковые сервисы определяют модель потоковой передачи. На самом деле большие звукозаписывающие лейблы обладают властью, так как потребители не любят Spotify – они любят Тейлор Свифт и Бэд Банни. Это означает, что любая сделка, в которую вовлечены эти звукозаписывающие лейблы, будет проводиться по их условиям.