Сфера Лас-Вегас делает виртуальную реальность полноценным телесным опытом

The Las Vegas sphere makes virtual reality a full-bodied experience.

Самый лучший опыт виртуальной реальности, который у меня был в этом году, не связан с Quest 3 за 500 долларов или Apple VisionPro за 3500 долларов, и для его использования даже не требуется ни одна гарнитура. Конечно, он стоил 2,3 миллиарда долларов. Но вместе с ним был живой саундтрек от культовой рок-группы.

Речь, конечно, идет о концерте U2 на Sphere, гигантской установке, расположенной неподалеку от Лас-Вегас-Стрип. Это похоже на что-то из фильма Джордана Пила, ожившее наяву. Или современное кафковское короткое произведение, где арена для концертов однажды просыпается и обнаруживает, что превратилась в гигантское глазное яблоко, которое рекламируют, например, YouTube TV с помощью NFL Sunday Ticket на своей 580 000-квадратно-футовой поверхности. Идея принадлежит генеральному директору Madison Square Garden Entertainment Джеймсу Долану – не самому популярному лицу в Нью-Йорке. Sphere с горячностью рекламирует себя как будущее развлечение. Это несомненно правда.

Текст

На прошлых выходных я вместе с другими 18 000 человек прошел в просторный атриум Sphere, а затем в амфитеатр. Внутренняя стена высотой 388 футов, покрытая 16K-разрешением видеопанели, которая простирается до потолка и под 170 градусов горизонтально – все, что видит глаз без поворота головы – казалась частью древнего замка стимпанк. Диджей разогревал уже безумно возбужденную толпу, и атмосфера была настоящей Thunderdome.

Потом U2 вышли на сцену, простой платформой с поднятым кругом, разработанным Брайаном Ино, напоминающим вертушку. Ирландские рокеры были там, чтобы христить Sphere, первый из 25 концертов во время многомесячного пребывания. Когда они начали играть, на виртуальной стене замка появились трещины, и начала вытекать пыль. Затем стены исчезли, и в течение следующих двух часов из них вырвалась серия движущихся изображений разрешением 16K, полностью поглощающих наше поле зрения. Звук обеспечивался 168 000 скрытыми за экраном динамиками.

По снимкам Full Coverage

Вы видели фильм “Трон”, где кто-то попадал в видеоигру? Быть внутри Sphere – это настоящий научно-фантастический фильм, где 18 000 человек внезапно оказались в эпическом музыкальном видео 1980-х годов. Экран с супервысоким разрешением переступил через долину ужасов, показывая пейзажи из реальных и вымышленных мест, убедительно заставляя казаться, что группа и публика попали в странные места. Там были пьянящие детализированные коллажи, один из них – посвящен Элвису, который в тот момент был свергнут гигантским роем пикселей в качестве короля Лас-Вегаса. Иногда изображения самих участников группы появлялись, словно гиганты, высотой в сотни футов. Когда изображения начинали приближаться к нам или опускаться вниз, у нас возникало ощущение, что мы действительно движемся.

Это как драка между группой и погружающимся экраном – каждую ночь мы выигрываем.

Sphere в основном является ультравысокоскоростным каналом для больших потоков цифровой информации с собственной фермой серверов и около 1 000 миль оптоволоконного кабеля. Долголетний художественный директор группы U2 Уилли Уильямс заказал ряд художников для создания виртуальных сред, используемых для перемещения всех через время и пространство. Концерт задумывался как выступление U2 с полным исполнением их классического альбома “Achtung Baby”, а также некоторых других хитов. Следует отметить, что в список песен вошла песня “Vertigo”. Когда U2 исполнили свой новый сингл “Atomic City”, они находились перед пульсирующим Лас-Вегас-Стрипом, с машинами, движущимися по улицам, и самолетами, летающими на заднем плане. Затем здания рухнули, и внезапно они продолжали выступление в пустыне – таким, какой эта земля, вероятно, выглядела до вмешательства цивилизации. Самый впечатляющий эффект произошел к концу, когда появилось впечатление, что U2 выступает с песней “Beautiful Day” перед огромным озером. У берега плавал … гигантская сфера. По мере развития песни, массивный объект приближался, и мы могли видеть, как в его боковой стороне открывалось отверстие, которое в конечном итоге затянуло нас всех внутрь. Внутренность этого чудовища была заполнена птицами, рыбами, змеями и другими животными. Само рождение.

После шоу некоторые критики и меломаны задались вопросом, не отвлекает ли зрелищность от музыки. Даже Крис Блэквелл, основатель лейбла Island Records, который первым подписал U2, сказал на небольшой встрече на этой неделе, что хотя ему понравилось событие, музыка получила недостаточно внимания. Я понимаю. U2 – это хорошо отлаженная рок-н-рольная машина, способная удерживать внимание огромной толпы. Но иногда мне казалось, что я нахожусь на одном из тех концертов Boston Pops, где Джон Уильямс дирижирует оркестром, сопровождающим фильмы “Звездные войны” или “Супермен” с живым саундтреком. Ваши глаза непреодолимо притянуты к движущимся изображениям, а не к музыкантам. “Это как драка между группой и погружающимся экраном”, – говорит гитарист U2 и технофил the Edge, когда мы говорили через несколько дней после шоу. “Это почти равная драка, но мы побеждаем каждую ночь”.

Он должен проверить программу боя. Во время концерта Sphere был период нескольких задумчивых песен, когда поверхность hi-res немного отдохнула. Боно, блуждая по вертушке между своими коллегами по группе, играл и пел, казалось, вдохновлялся знаменитым возвращением Элвиса Пресли в 1968 году. Но вместо того, чтобы быть очарованным, я испытывал чувство – верните дикую энергию на экран! Когда я сознался в этом перед Эджем, он возразил. «В конце концов, песни определяют то, что мы помещаем на экран и что мы делаем как группа в исполнении», – говорит он. «Это по-прежнему ядро этого события. И без музыки оно было бы пустым зрелищем».

Пуристы должны глубоко вздохнуть. Технологии всегда усиливали и трансформировали поп-музыку. Вы когда-нибудь слышали об электрогитаре? В 60-х годах асайд-рок-группы всегда сопровождались трепетным световым шоу. Битлз использовали сложные студийные улучшения в своих записях (Боно спел фразу из “Сержанта Пеппера” в Sphere, в честь присутствия Пола Маккартни). Хэви-метал-группы используют буквальные пиротехнические эффекты, иногда с печальными последствиями. В этом летнем сезоне Тейлор Свифт и Бейонсе полностью посвятили себя зрелищу, завораживая стадионные аудитории цирковыми трюками в выступлениях, которые являются произведениями искусства больше, чем жизни. «Это может быть что-то вроде совершенно новой парадигмы», – говорит Эдж о впечатлениях от Sphere. «Мы, возможно, уникально подходим к исследованию потенциала, но здесь все еще многое можно сделать».

Концерты никогда не будут прежними, но может ли Sphere также изменить кино? Даррен Аронофски, номинированный на Оскар режиссер, создал специальную установку для Sphere под названием “Открытка с Земли”. Она открывается на этой неделе, с несколькими ежедневными показами и билетами, начиная с 49 долларов. Работа представляет зрителей в роли космических путешественников с Земли, которые, пробудившись от анабиоза, напоминают их искусственный интеллект о том, какой была Земля ранее. Это предлог для представления серии потрясающих сцен масштаба Sphere, снятых на всех семи континентах. Аронофски провел последний год, использовав только что изобретенную 316-мегапиксельную камеру с названием Big Sky, чтобы запечатлеть захватывающие изображения природы, промышленности и жилых помещений. Все это с частотой в 120 кадров в секунду. «Мы стремились к экспериментальному элементу Sphere, пытаясь перенести людей в другое место», – рассказал мне Аронофски на этой неделе. Он снял как большие (вулканы), так и маленькие (насекомые). «Четкость этого очень странная», – говорит он о впечатлении зрителей. «В 200 футах от вас стоит 100-футовая богомола, которая совершенно четкая. Вы не могли бы по-настоящему испытать это в реальной жизни». Моя любимая часть “Открытки” была, когда мы были перемещены в точку зрения заднего сиденья разных городских общественных транспортных средств. Вибрировали и прыгали сиденья в точном соответствии с движущимися изображениями. Нас охватывал легкий ветерок. Аронофски объяснил, что эти сцены были spontan captures из Замбии, Милана, Индии. «И, конечно, Стамбул».

В то время как U2 использовали Sphere для создания настоящего концерта, “Открытка” больше похожа на тематическую аттракцию, расширяющую сознание. Можно ли использовать проекцию, подобную Sphere, для фильма вроде “Черного лебедя” или “Реквиема по мечте” Аронофски? «Как это сделать с очень строгим сюжетом, остается на усмотрение будущего кинорежиссера», – говорит Аронофски, который, похоже, не спешит попробовать это. Но Джеймс Кэмерон, должно быть, уже облизывается.

Дэвид Диббл, генеральный директор разработчика Sphere MSG Ventures, говорит, что мы должны рассматривать гигантскую сферу как платформу. Он вспоминает о Долане, который, кроме того, что руководит MSG, является также генеральным директором Sphere Entertainment, которая владеет MSG Ventures, сказал: «Мы должны убедиться, что мы создаем палитру инструментов и рекомендованных стилевых руководств, которые мы передаем творческому сообществу – а затем позволяем им разгуляться».

Но как это масштабируется? Может ли это быть настоящей платформой? Немногие группы будут тратить годы на подготовку полноценного переживания, как U2, которые могут запрашивать астрономические цены на билеты. Большинство художников вряд ли будут создавать дорогостоящие инсталляции, если их можно показать только в Sphere. Даже если Sphere Entertainment построит больше из них – уже объявлены планы для Лондона – это все равно очень ограниченная аудитория. Но вот идея, которая позволит миллионам принять участие в подобных зрелищах, как “Открытка с Земли” и концерт U2: создать версию работы в виде приложения для гарнитур дополненной и смешанной реальности Meta и Apple! Это будет современным эквивалентом прослушивания живого альбома. Возможно, вы не получите звук или внутреннюю энергию реального “сферического” переживания (я придумал слово!), но я бы подписался на то, чтобы увидеть этот концерт U2, воссозданный с отличным разрешением и пространственным звуком этих постоянно улучшающихся гарнитур. Фактически, я был бы удивлен, если Apple уже не занималась этим.

Между тем я все еще ошеломлен тем, что “Sphere” и эти стареющие ирландские рокеры представили в Лас-Вегасе, великолепную смесь аналоговой грубости и цифрового искусства. Я осознал это только через час-другой после того, как я полностью погрузился в внезапно умиротворенную ночную жизнь Лас-Вегаса, что я только что видел концерт U2, где группа не исполнила “Pride (In the Name of Love)”. И я не был огорчен!

Прошло почти 20 лет, как U2 начали свое сотрудничество с технологической индустрией. Я писал об этом для Newsweek. В ретроспективе эта история замечательна по двум причинам, одна из них печальна, а другая предсказуема. Первое – видимое выздоровление Стива Джобса от рака оказалось иллюзией. Второе – влажный поцелуй Боно будущему оставил неприятный привкус, когда второе сотрудничество U2 с Apple – распространение нового альбома на всех пользователях iTunes без их согласия – стало известным как одно из величайших катастроф в истории музыки.

Стив Джобс сейчас чувствует себя довольно оправданным. “IPod – трехлетний,” – говорит генеральный директор Apple. “Когда мы начали это, никто не знал, что это такое, или они не верили в его большой успех”. Но на прошлой неделе в винтажном театре Калифорнии в Сан-Хосе генеральный директор Apple, явно полностью восстановившийся после операции по удалению рака летом прошлого года, торжественно представил новые возможности своего мегахита – цифрового музыкального плеера – с дополнительным блеском выступления певца U2 Боно и гитариста The Edge. Когда игривый ирландский фронтмен исполнял песню из предстоящего альбома группы, глубоко взволнованный Джобс ударил коллегу по ноге и сказал: “Мы запомним это на всю жизнь …”.

U2 iPod стоит $349 и окрашен в тот же оттенок полуночи, что и кожаная куртка Боно (клик-колесо красное как пожарная машина) и украшен лазерно выгравированными подписями участников группы на задней стороне. Но настоящее значение заключается в отношениях, которые Apple установила с одним из элитных оплотов рока, возможно, являющимся предвестником новых бизнес-моделей в цифровую эпоху. В последние несколько недель мы все были засыпаны яркими рекламными роликами iPod с участием U2, которые раньше не участвовали в рекламных кампаниях. Но, как объясняет The Edge, “Быть в рекламе iTunes – это легко, потому что iTunes нас продвигает.” Кроме того, Apple будет эксклюзивно продавать “цифровой набор” стоимостью $149, состоящий из всех официальных записей U2, а также 25 ранее неизданных композиций. Это можно купить одним щелчком мыши (возможно, стоит купить коробку Гиннесса, чтобы скоротать время, пока песни загружаются, так как Джобс оценил, что это займет “несколько часов” для загрузки 400 песен).

По словам Боно и Джобса, в будущем предвидятся новые возможности продажи песен и создания сообществ поклонников, например, предложение записей концертов в магазине iTunes. “Мы готовы к этому”, – говорит Джобс. “Не было бы здорово, если бы на следующий день после концерта вы могли купить его в iTunes, и любой человек в мире мог прослушать его?”

Главный вывод для U2 заключается в том, что успех iPod и других инициатив опроверг тех, кто предсказывал, что цифровая трансформация обрекла музыкальную индустрию на гибель. “Не верьте этим людям”, – говорит Боно. “Мы хотим перестать убегать от будущего, а подойти к нему и дать ему большой поцелуй. Дать людям то, что они хотят, когда они этого хотят”.

Айви спрашивает: “Вы думаете, у Clubhouse были шансы сохранить импульс, или это был действительно момент во времени, связанный с пандемией?”

Спасибо за вопрос, Айви. Я был осторожно оптимистичен по отношению к социально-аудио приложению Clubhouse, когда я наблюдал за его головокружительным подъемом. Я обратил внимание на беспокойство, что его основатели, Пол Дэвисон и Рохан Сет, могут преждевременно открыть двери для миллионов людей и не справиться с последствиями. И это оказалось верно. Низкокачественный контент, включая поляризующие и даже токсичные дискуссии, а также бесконечные спамные темы о быстром обогащении, казалось, вытеснили лучшие впечатления.

Когда я исследовал эту историю в конце 2020 года, всегда казалось, что в любой момент времени есть несколько комнат, которые меня интересуют. К 2022 году мне было трудно найти хотя бы одну комнату, которая стоила бы моего времени. (Возможно, они были, но приложение не смогло их найти для меня.) Кроме того, несмотря на уговоры основателей Clubhouse, приложению так и не удалось зарекомендовать себя как основное место для голосовых приватных общений. Вероятно, Zoom и групповые вызовы в других приложениях стали преградой на пути. И Twitter Spaces, прямой конкурент, который, кажется, организует обсуждения с меньшим напряжением, тоже не помог. В марте 2022 года я обнаружил, что пишу Plaintext под заголовком “Падение Clubhouse с высокого пьедестала”.

На сколько сильно возвращение к чему-то, напоминающему жизнь после Covid, охладило энтузиазм по отношению к Clubhouse? Разумно предположить, что ранние активные пользователи, которые находили приложение лекарством от одиночества во время пандемии, стали меньше использовать Clubhouse, когда им стало возможно покинуть свои настоящие дома. Но именно эти люди были самыми громкими жалобами, когда основателям не удалось успешно управлять входящими толпами. И не так, чтобы люди полностью отказались от звукового контента, когда перестали укрываться на месте.

Я признаюсь, что Дэвисону и Сету удалось создать инновационное приложение и запустить его, как ракету, с почти идеальным временем. Но приземление трудно (спросите у SpaceX). Я думаю, что это могло быть сделано, с медленным ростом, большим вниманием к качеству комнат и меньшей спешкой в создании потока доходов от создателей. Сейчас, наверное, основатели жалеют, что не более настойчиво преследовали продажу Twitter, когда их бизнес, по предположениям, стоил миллиарды. Тем не менее, Clubhouse еще не умер, так что кто знает? Может быть, следующая пандемия придет вовремя, чтобы спасти больное приложение.

Вы можете задавать вопросы по адресу [email protected]. Укажите ASK LEVY в строке темы.

На прошлой неделе сотни миллионов телефонов в США начали орать из-за экстренного тестового оповещения ФЕМА. Какая предполагаемая чрезвычайная ситуация может вызвать это на самом деле? Знает ли ФЕМА что-то, чего мы не знаем? Не параноик, но… параноик.

Вот ваш блог о суде Сэма Бэнкман-Фрида. У СБФ новая прическа!

Патрик Стюарт сыграл множество персонажей, от Макбета до Пикарда. Но, возможно, самым интересным является Стюарт сам по себе.

Внутри планов Neuralink по обеспечению того, чтобы вы не знали о мертвых обезьянах-чипхедах.

Grace Hopper Celebration – это ярмарка вакансий для женщин в поисках IT-работы. Но в этом году мужчины с резюме в руках ее переполнили. Это ошибка, а не особенность!

Обновлено 6 октября 2023 года, 14:15 по восточному времени: NFL Sunday Ticket предоставляется YouTube TV, а не DirecTV.