Spotify в душе

Spotify в сердце

Всего через несколько дней после того, как люди с восторгом размещали свои Wrapped на Spotify, налетели неприятные новости для этого гиганта музыкального стриминга. В понедельник Spotify объявила о сокращении 17 процентов своих сотрудников, что приблизительно соответствует 1500 человекам. Это уже третье сокращение штатов крупнейшего в мире музыкального стримера в этом году.

Новость пришла после того, как Spotify опубликовала свой первый прибыльный квартал с 2021 года. Начальник исполнительного совета Даниэль Эк сообщил сотрудникам во внутренней записке, что благодаря доступному капиталу в 2020 и 2021 годах компания значительно расширила свои кадры и предложения, но теперь столкнулась с теми же проблемами, с которыми стартапы во всех отраслях сталкиваются: высокие капиталовложения и замедление экономического роста.

Эк заявил, что сокращения могут показаться “удивительно большими, учитывая недавний положительный отчет о прибыли и нашу производительность”, но из-за “разрыва между нашим финансовым целевым состоянием и нашими текущими операционными расходами” Spotify предпримет “серьезные действия”.

Несмотря на популярность (к концу 2022 года доля Spotify на рынке музыкального стриминга составляла 30 процентов), компании долго не удавалось постоянно получать прибыль. В этом году Spotify также уволила 6 процентов своих сотрудников в январе и еще 2 процента в июне, сузив свой бизнес по подкастам. Несмотря на то, что Spotify является самым узнаваемым сервисом музыкального стриминга, у него проблематичная бизнес-модель, при которой записывающие компании получают роялти, в то время как артисты могут испытывать трудности с заработком денег.

“Инвесторы в 2023 году все больше теряют терпение по отношению к техническим фирмам, чтобы они начали приносить деньги”, говорит Фил Берд, руководитель отдела прав на роялти в компании по разработке программного обеспечения Vistex. Spotify не одна в этом — технические компании сократили штаты в течение года, и согласно сайту layoffs.fyi, отслеживающему сокращения в технологической сфере, в 2023 году по всему миру потеряли работу более 250 000 человек.

Многие крупные технологические компании, переустанавливающиеся во время пандемии, приняли меры по подгонке штата – и это то, что, по словам Эка, Spotify делает сейчас тоже. Но высокие затраты Spotify на лицензирование музыки создают финансовые трудности. “Затраты на управление бизнесом огромны для компаний, занимающихся стримингом”, – говорит Берд.

Spotify набрала обороты в третьем квартале 2023 года, заработав 32 миллиона евро (34,6 миллионов долларов США) операционной прибыли. Компания имеет 226 миллионов подписчиков и 574 миллиона ежемесячных пользователей. “На первый взгляд, это выглядит замечательно”, – говорит Саймон Дайсон, старший главный аналитик музыки и цифрового аудио в консалтинговой фирме Omdia. “Но есть постоянные затраты, с которыми он не справляется”.

У Spotify и индустрии записи глубоко взаимосвязанная и сложная отношения: Spotify рассматривается как “спаситель музыкальной индустрии”, которая балансировала на грани после того, как Napster перевернул скачивание музыки в 1999 году, но артисты зарабатывают разные доходы в зависимости от того, как Spotify выплачивает роялти. Согласно расчетам Billboard, Тейлор Свифт за все это время могла получить почти 100 миллионов долларов от стриминга только на Spotify. Меньше известные артисты зарабатывают гораздо меньше, и модели музыкального стриминга давно обвиняются в эксплуатации их.

Как Spotify, Apple Music и Amazon Music каждый месяц берут $10,99 за премиум-подписку и предоставляют доступ к 100 миллионам песен. Но в отличие от Spotify, у Apple и Amazon есть другие огромные источники дохода, на которые они могут положиться. Поэтому Spotify последние несколько лет ищет выдающийся контент. Он потратил более $1 миллиарда на создание своего подкастингового мира и приобретение эксклюзивных контрактов на шоу, например, The Joe Rogan Experience. Осенью начал предлагать платным абонентам в Великобритании и Австралии бесплатный доступ к аудиокнигам на 15 часов в месяц.

Борьба за музыкальное стриминговое пространство отличается от войн потокового видео, где Макс, Netflix, Hulu и другие могут привлекать абонентов классическими и оригинальными фильмами и сериалами. Если бы Spotify начал брать больше денег за музыку (он уже повысил ежемесячную цену с $9,99 до $10,99 летом в США), он рисковал потерять пользователей в пользу конкурирующих сервисов, где можно найти те же песни. Но если он не сможет убедить людей заплатить больше за музыку, он может продолжать стремиться.

“Это слишком дешево,” – говорит Дайсон. “Иметь доступ к каждому музыкальному произведению, когда-либо выпущенному и когда-либо будет выпущено, за $10 в месяц – это просто поразительно.” То же самое можно сказать и о Spotify сегодня, как и 17 лет назад, когда он был основан: это бизнес, который хорош для слушателей и лейблов, но плох как для стримеров, так и для артистов.