Черная Книга – первый забег в Нигерии, которому удалось покорить сердца Netflix

Черная Книга - первый прорыв в Нигерии, завоевавший сердца Netflix

Восторг Editi Effiong заразительный. Прошло менее трех недель с момента премьеры его криминального триллера “Черная книга” на Netflix, и фильм уже был просмотрен более чем 70 миллионами раз. “Я нахожусь в очень счастливом месте”, – говорит Effiong. “Вы создаете что-то и наблюдаете, как оно выходит в мир, и это делает счастливым [любого]”.

“Черная книга” – один из самых дорогих нигерийских фильмов, когда-либо снятых, бюджет которого составляет 1 миллион долларов, частично собранных от нигерийских технологических элит, включая сооснователя финтех-единорога Flutterwave, Гбэнгу Абгула, и Одун Евении из Piggyvest. Успех фильма, который занял первое место по просмотру на платформе в Южной Корее и был вторым по рейтингу в нескольких странах Южной Америки на протяжении недели, делает его одним из редких нигерийских фильмов на потоковых платформах и, возможно, подтверждает решение Netflix вкладывать в “Nollywood”, как местную индустрию называют.

“Благодаря “Черной книге” нигерийские кинематографисты могут сказать: “Поставьте на нас, поддержите нас правильным финансированием, и мы дадим вам фильмы, которые сможем конкурировать в мировом масштабе на вашей платформе””, – говорит Даниэль Окечукву, нигерийский кинорежиссер.

Effiong начал свою драматическую карьеру, пиша и поставляя спектакли в церкви, что привело его к работе по дизайну продукции. В возрасте 12 лет, работая над пьесой о распятии Иисуса, он зациклился на создании правильного креста, потратил время на разработку реалистичных костюмов Римской империи и даже создал реквизит, из которого льется фальшивая кровь, когда солдаты в пьесе “пронзают” его копьем.

Именно такая изобретательность необходима для успеха в Nollywood, которая всегда была низкобюджетным занятием. Хотя их истории часто были чересчур театральными и морализаторскими, они всегда имели способность развлекать. Режиссеры в основном работают с небольшими бюджетами, от 25 000 до 70 000 долларов, обычно заканчивая производство в течение нескольких месяцев. В начале своего пути они выпускали свои работы на кассетах, но несмотря на то, что появление кинотеатров и потоковых сетей повысило качество производства фильмов, индустрия остается крайне недофинансированной.

Когда Netflix официально вступил в нигерийскую киноиндустрию в 2020 году, многие в бизнесе думали, что это приведет к поступлению больше денег в производство. Этот потоковый гигант ранее лицензировал существующие нигерийские фильмы и сделал их доступными для своих более чем 200 миллионов глобальных абонентов. Когда он начал инвестировать в собственный набор оригинального контента, Nollywood надеялась, что это стимулирует творческий бум и финансовый рост, давая кинематорграфистам возможность исследовать новые горизонты. Но ранние работы Netflix были в основном похожи на предшествующие им фильмы, в схожих жанрах, хотя и с немного более высокими производственными ценностями. И деньги были не велики. Отчеты показали, что нигерийским кинематографистам платят гораздо меньше по сравнению с их коллегами в странах с значительно меньшими рынками. Средняя лицензионная плата за нигерийские фильмы на Netflix составляет от 10 000 до 90 000 долларов, существенно меньше, чем в других частях мира в соответствии с Techcabal.

Хотя Netflix часто ссылается на рыночную ставку в качестве причины этой цифры, нигерийские кинорежиссеры считают, что если платформа намерена показывать нигерийские фильмы мировой аудитории, она должна платить мировую ставку.

Netflix не ответил на просьбу прокомментировать.

Два предыдущих фильма Эффионга – “На север” и “Смычка” – были лицензированы Netflix. Он начал снимать “Черную книгу” в 2021 году. В фильме снимается ветеран нигерийского кино Ричард Мофе Дамиджо в роли бывшего тайного агента, чьего ребенка обвинили и впоследствии убили коррумпированные полицейские. Фильм следует за персонажем Дамиджо, когда он начинает мудрено добиваться правосудия у преступников и разрушать гнилое учреждение, которое сам помог создать.

Аде Лаойе играет второстепенную роль молодой журналистки, стремящейся раскрыть правду о смерти своей матери, и ее жизнь пересекается с жизнью Дамиджо. “Прочитав сценарий, меня восхитил сам сюжет, потенциальный актерский состав и его видение фильма”, – говорит Лаойе. “Мне сразу стало ясно, что это не просто еще один проект”.

С ограниченными бюджетами кинематографисты Нолливуда, несмотря на свои амбиции, часто приходится идти на компромиссы в своих визуальных решениях. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, Эффионгу пришлось искать нестандартные пути для сбора средств. Он обратился к коллегам и друзьям, работающим в сфере технологий, и рассматривал процесс как сбор венчурного капитала для технологического стартапа, составляя документы и обеспечивая еженедельные обновления о ходе проекта.

“Инвестиции в The Black Book были обусловлены верой в историю и потенциальный влияние, которое она может оказать как в Нигерии, так и за ее пределами”, – говорит Эвении, сооснователь Piggyvest и один из инвесторов фильма. “Этот проект предоставил возможность поддержать фильм, который был интересным, запоминающимся и культурно значимым.”

Эвении говорит, что модель сбора средств Эффионга станет шаблоном для будущего сотрудничества между нигерийскими технологическим и кинопроизводственным секторами, особенно с учетом привлекательности быстрого дохода, который может предложить Нолливуд. Один из инвесторов в The Black Book, Volition Capital, недавно запустил инвестиционный фонд в размере 20 миллионов долларов, посвященный финансированию “африканских креативных проектов”.

Технологическая индустрия в Нигерии находится в развитии, и сотрудничество между технологическим и развлекательным секторами, особенно Нолливудом, откроет новые возможности для создания, распространения и потребления контента, а главное – улучшит его качество”, – говорит Эвении. “Синергия между технологиями и развлечениями отлично подходит обеим сторонам, честно говоря”.

Более полный бюджет дал Эффионгу и его команде больше времени на работу над сценарием, а актерам – больше времени на подготовку к ролям. Это также позволило использовать высококачественное оборудование для съемок. Результатом стал кинематографически запоминающийся фильм, основанный на современных политических проблемах, таких как жестокость полиции и административная коррупция, которые являются фоном для личных историй.

“Нолливуду необходимы больше деньги во всех сферах, но самое важное это больше денег в правильных руках”, – говорит соавтор сценария Окечукву. “The Black Book доказывает, что мы можем создать мировой успешный фильм, если даем отличному продюсеру большой бюджет. Глобальные потоковые сервисы теперь понимают, что они могут получить от миллионного нолливудского проекта”.

Эффионг говорит, что его цель всегда была создание фильма, который привлечет внимание не только в Нигерии. “Африка считается последним континентом, и когда что-то начинает развиваться в Африке, все говорят: ‘Да, это для роста африканского рынка’. Но я не об этом. С первого дня я всегда говорил, что The Black Book – это нигерийский фильм, предназначенный для всего мира… Я не просто снимаю фильм для Африки. Я снимаю фильм, потому что хочу снять фильм для всего мира. Я хочу снять фильм, который нужно увидеть всему миру”.