Инстаграм-посты о короле 17 века приводят к арестам людей

Instagram posts about 17th century king lead to arrests

Шафик Багван гулял с несколькими друзьями в своей деревне Хаснабад в штате Махараштра на западе Индии, когда открыл Instagram на своем телефоне и увидел, что его младший брат Тауфик опубликовал обновление. Когда он нажал на него, его сердце упало.

Тауфик, которому 18 лет, разместил фотографию мусульманского императора XVII века Аурангзеба с описанием его как “отца индуистских националистов”.

“Я сразу же позвонил ему и приказал удалить историю”, – говорит Багван. “Я испугался за него и надеялся, что никто не видел этого”. Но было уже слишком поздно. На следующий день, 20 июня, Тауфик был арестован и обвинен в “умышленном и злонамеренном намерении оскорбить религиозные чувства”.

Тауфик попал в онлайн-крестовый поход, инициированный индуистскими националистами в штате Махараштра, которые взяли на себя обязанность контролировать социальные сети на предмет всего, даже самого несущественного, что можно истолковать как оскорбление индуистов. Эти группы, которые, кажется, имеют связи с местным правительством и правоохранительными органами, превращают Instagram и WhatsApp во враждебные пространства для мусульман, которые сталкиваются с домогательством и арестом из-за видимо невинных публикаций. Это еще одно доказательство того, как индийский интернет начинает отражать индуистское националистическое направление политики при правительстве Нарендры Моди.

“То, что происходит в офлайне, происходит и онлайн”, – говорит Осама Манзар, основатель НПО Digital Empowerment Foundation. “Отношение остается прежним. Социальные сети – это просто еще один инструмент для подчинения”.

Аурангзеб умер более 300 лет назад, но недавно он стал своего рода символом протеста для мусульманской молодежи в Махараштре. Во время его правления, которое продолжалось с 1658 по 1707 год, он расширил могольскую империю по большей части Индийского субконтинента. Для некоторых индуистов он является тиранической фигурой, которая вводила дискриминационные налоги, разрушала храмы и которую сопротивлялся Шиваджи, другой воинский король, который поклоняется в Махараштре.

В условиях напряженности между общинами Аурангзеб стал символом как для индуистского большинства, так и для его 13 миллионов мусульман, которые составляют около 12 процентов населения штата.

“Аурангзеб, мусульманский правитель, – это просто политический инструмент для нападения на сегодняшних обычных мусульман”, – говорит Сурендра Джондале, профессор кафедры политики университета Мумбаи. “Правые группы использовали Шиваджи против Аурангзеба – битву между двумя королевствами – для пропаганды индуист против мусульман”.

В феврале 2023 года под руководством партии Бхаратия Джаната Партии Моди правительство объединенного правительства переименовало город Аурангабад в Махараштре, названный в честь Аурангзеба, в Самбхаджи Нагар. На митингах, которые последовали после переименования и на которых присутствовали члены БДП, Ти Раджа Сингх, член партии и (в настоящее время приостановленный) законодатель, заявил, что любой мусульманин, недовольный изменением названия, будет считаться предателем.

БДП широко обвиняют в разжигании религиозных напряжений по всей Индии и в продвижении индуистской идентичности для Индии, противоречащей основным принципам страны религиозного плюрализма.

В ответ на открытое внушение ненависти и дискриминацию со стороны публичных деятелей молодые мусульмане приняли Аурангзеба в качестве символа сопротивления. “Это происходит из места гнева и унижений, где мусульмане постоянно подвергаются провокациям”, – говорит Имтиаз Джалил, законодатель из Аурангабада. “В обычных обстоятельствах я не думаю, что мусульмане даже думают о Аурангзебе”.

Но публикация фотографии бывшего правителя часто вызывает серьезные последствия. Правые индуистские группы, которые публично поддерживают члены БДП Моди, пристально следят за публикациями мусульман в социальных сетях, утверждая, что даже фотография Аурангзеба ранит их религиозные чувства.

Именно это произошло с Тауфиком, который, по словам Шафика, не понимает по-английски и поэтому не знал, что было написано рядом с опубликованным им изображением. Но прежде чем у него было время удалить историю, кто-то в его деревне сделал снимок экрана.

Рупеш Рати, 40 лет, работает в Хаснабаде в Растринья Свайямсевак Сангх (РСС), материнской организации БДП. Он говорит, что с тех пор, как Аурангабад был переименован, такие ситуации стали более распространенными. “Хиндуистский друг Тауфика в деревне увидел его историю, сделал снимок экрана и отправил его мне”, – говорит Рати. “После этого семеро или восьмеро из нас обсудили, что с этим делать”.

Было принято решение подать жалобу. “Все считали это неприемлемым”, – говорит Рати.

Вооруженные этими снимками, около 20-25 человек явились в местный полицейский участок и подали жалобу против Тауфика. Постепенно к ним присоединились еще люди из соседних деревень, и толпа выросла до более чем 100 человек. Полиция была “чрезвычайно сотрудничественной”, говорит Рати. “Нам было заверено, что будет проведено правильное расследование. Еще четыре или пять мусульманских парня загрузили тот статус. По результатам жалобы они его удалили”.

Когда власти арестовали Тауфика, они изъяли его телефон, чтобы выяснить, кто еще мог распространять его сообщение.

Шафик выручил Тауфика на свободу. Обвинения все еще висят. Шафик говорит, что его брат пострадал от того, что произошло. “Ему всего 18”, – говорит Бхагван. – “Его здоровье сильно ухудшилось после происшествия. Он все еще потрясен тем враждебным отношением, с которым на него напали. Это дело можно было решить внутри деревни”.

За последние четыре месяца в Махараштре было зарегистрировано не менее 13 подобных случаев, о которых сообщает национальная пресса.

Шириш Инамдар, бывший заместитель комиссара полиции в разведке Махараштры, считает, что полиция не действует справедливо, но эти случаи отражают политику штата. До июня 2022 года Махараштру правило правительство коалиции трех региональных партий, но год назад БХП перехватила 40 законодателей от одной из партий в правящей коалиции и пришла к власти в штате. С тех пор, говорит Инамдар, преследование мусульман усилилось. “Местная полиция делает это, чтобы спасти свою шкуру”, – говорит он. “Власть приказала полиции зарегистрировать как можно больше дел и помешать атмосфере”.

Инамдар говорит, что дела, возбужденные против мусульман из-за сообщений в социальных сетях, вряд ли приведут к успеху в суде. “Об этом все знают”, – говорит он. “Но дела затягиваются, и это становится пятном на рекорде человека. Им приходится являться на заседания суда, тратить деньги на адвоката. Процесс становится наказанием”.

Мадхав Бхандари, вице-президент Махараштры БХП, защищает полицию, говоря, что “полицейские дела из-за сообщений в социальных сетях случались и при предыдущих правительствах”, и что он также считает, что картинки Аурангзеба “причиняют духовное страдание в Махараштре”. Он добавляет: “Каждый имеет право гордиться своей религией”.

Пратик Вагре, директор по политике Интернет-фонда свободы, неправительственной организации, говорит, что такая кампания является формой бокового наблюдения за меньшинствами, где люди должны постоянно быть настороже к тому, что может быть использовано для нападения на них. “Это указывает на более широкие проблемы общества, где между людьми, сообщающими о обновлениях в Instagram или WhatsApp, и теми, о которых сообщают, нет слишком многих степеней разделения”, – говорит он. “Многие из них находятся в их контактных списках. Также есть возможность ведения списков наблюдения. Это страшно”.

С тех пор, как Моди стал премьер-министром в 2014 году, в стране заметно увеличилось количество ненавистной речи, с вызовами группы индуистских националистов на массовое изнасилование мусульманских женщин и уничтожение сообщества. РСС и другие группы, связанные с БХП, разжигали необоснованные теории заговора, включая “любовный джихад”, который утверждает, что мусульманские мужчины массово соблазняют индуистских женщин и обращают их в ислам. Было несколько случаев нападений на меньшинства, включая линчевания.

“Будут люди, отрицающие это как отдельные случаи и говорящие, что в стране с миллиардом человек есть только так много дел”, – говорит Вагре. “Но рябь трудно игнорировать, и ее также трудно измерить. Она влияет на мысли и поведение людей”.

В Махараштре кампания углубила различия между сообществами.

В июне полиция возбудила дело против 14-летнего мусульманского мальчика в центральном регионе Махараштры из-за фотографии Аурангзеба в Instagram. Его родители – маленькие фермеры, а дядя – портной в деревне. “Он всего лишь ребенок”, – говорит дядя, которого WIRED не идентифицирует, чтобы защитить конфиденциальность мальчика. “Он даже сделал видео извинения и обещал больше так не делать. Он удалил свою учетную запись в Instagram и боится возвращаться. Но все равно против него было возбуждено дело. Нам пришлось заплатить много денег за обязательство о неуходе в суде, чтобы избежать ареста. Это может потенциально разрушить или подорвать его карьеру. Так ли мы хотим развиваться как общество?”

Пост в Instagram мальчика был сообщен молодым человеком, живущим поблизости, который работал на радикальную правую группу. В жалобе он сказал, что фотография “причинила духовное страдание”. Полиция обвинила 14-летнего мальчика в “умышленных и злонамеренных действиях, направленных на возмущение религиозных чувств любого класса, оскорбляющих его религию или религиозные убеждения” и “намерении возбудить обиду”.

Дядя говорит, что за четыре десятилетия проживания в деревне, где он установил отношения с людьми из разных общин, это первый раз, когда он почувствовал себя уязвленным. “Я принимал участие в хиндуистских фестивалях, у меня есть очень близкие хиндуистские друзья”, – говорит он. “Но политика государства разрушила все. Есть ли запрет на публикацию изображений исторических фигур?”