Что такое MQA? Полное объяснение контроверсиального аудиоформата | ENBLE

Что такое MQA? Объяснение контроверсиального аудиоформата | ENBLE

Саймон Коэн / ENBLE

Когда речь заходит о цифровом аудио, вы быстро столкнетесь с алфавитным супом аббревиатур: MP3, AAC, ALAC, FLAC, WAV, DSD и так далее. Это практически бесконечно.

Казалось бы, с таким количеством цифровых аудиоформатов нам не нужен еще один. Однако есть еще один цифровой аудиоформат, о котором вам нужно знать. Он называется MQA.

Утверждения о MQA впечатляют. Это аудиоформат, который можно загрузить, стримить или даже воспроизводить с CD, и при этом он, по заявлению его создателя, способен обеспечить звучание высокого разрешения с файла, который вдвое меньше размером по сравнению с другими форматами. Его создатель также утверждает, что когда вы слушаете MQA, вы получаете именно то, что хотел артист, потому что после того, как аудиофайл MQA покидает студию, его больше не трогает лейбл артиста, стриминговый сервис или любая другая третья сторона.

Действительно ли это так? Как вы можете услышать MQA самостоятельно? И почему Нил Янг так зол на MQA, что он в знак протеста убрал свой полный каталог с Tidal? Мы расскажем обо всем этом и не только, но будьте готовы к приключению — история MQA это сложная история.

Что такое MQA?

MQA означает Master Quality Authenticated и является названием аудиоформата и набора лицензированных технологий для работы с этим форматом. Это также, в некоторой степени запутанно, название компании, которая первоначально разработала и лицензировала эти технологии. Эта компания была основана Бобом Стюартом — тем же человеком, который основал британскую аудиофирму Meridian Audio и изобрел MLP, технологию без потерь для аудио, лежащую в основе DVD и Blu-ray аудио, но все ее активы недавно были приобретены компанией Lenbrook, канадским владельцем Bluesound, NAD и PSB Speakers. Поскольку приобретение все еще совсем новое, и многие детали о том, как бизнес-сторона MQA будет развиваться со временем, до сих пор неизвестны, в этом объяснении мы все еще ссылаемся на Боба Стюарта и MQA (предыдущую компанию) в качестве основных источников информации о MQA. Мы будем обновлять эту статью по мере выяснения этих деталей.

На данный момент мы сосредоточимся на MQA, аудиотехнологии.

Аудиоформат MQA имеет несколько элементов, которые заставляют его создателей считать его уникальным:

  • Во время создания файла MQA применяются фильтрация и обработка для исправления проблемы, которая может возникнуть у любого цифрового аудио, известной как размытие во временной области. MQA называет это «размытием».
  • Файлы примерно такого же размера, как файлы без потерь, качества CD (FLAC), и все же Стюарт утверждает, что через процесс, называемый «музыкальным оригами», он может доставить звук, качество которого сравнимо с гораздо большим файлом без потерь высокого разрешения (FLAC) — если исходник сам по себе является файлом высокого разрешения.
  • Файл MQA (или поток) имеет своего рода цифровой отпечаток. Когда файл получен и обработан совместимым аудиооборудованием, этот отпечаток действует как своего рода аутентификация, позволяя слушателям знать, что они слушают ту же версию, которую артист или инженер создали в студии. Мы обсудим, почему это может быть важно для вас, позже.
  • MQA позволяет только полное декодирование MQA-треков на устройствах, одобренных и лицензированных MQA. Стюарт говорит, что это необходимый шаг, чтобы учесть различия в обработке между различными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАПами).

Что делает аудиофайл «аутентичным»?

LightFieldStudios/Getty Images

Ваша первая реакция на идею аутентифицированных аудиофайлов, возможно, будет скрупулезным покачиванием головой. В конце концов, если вы можете услышать песню, которую хотели, имеет ли значение, была ли она аутентифицирована?

MQA утверждает, что это имеет значение. Стюарт утверждает, что большая часть цифровой музыки, которую мы стримим или загружаем, не является прямым продуктом самих артистов. Используя студийные мастер-записи, создается различное количество версий, часто сделанных третьими сторонами. Артисты и их продюсеры редко имеют возможность услышать эти версии, прежде чем они станут доступными для публики, что создает возможность того, что песни больше не звучат так, как они звучали в студии.

Поскольку файлы MQA цифрово подписываются при создании в студии, это означает две вещи. Во-первых, когда артист создает файл MQA, он может предварительно прослушать, как он будет звучать на различных устройствах воспроизведения. Если ему не нравится то, что он слышит, он может попробовать еще раз. Во-вторых, файл MQA, который вы получаете, является точно таким же файлом, который подписал артист, и если у вас есть совместимое программное или аппаратное обеспечение, вы даже можете увидеть цветовую версию цифровой подписи (о цветовых кодах мы поговорим позже).

Критики MQA утверждают, что, хотя этот аутентификационный аспект является легитимным преимуществом, слишком часто файлы MQA не создаются самим художником или даже инженером, что подрывает ценность аутентификации. Некоторые критики также предложили, что довольно легко изменить содержимое файла MQA, не нарушив его цифровую подпись.

Размытие во временной области

В процессе цифрового преобразования аналогового аудио применяются фильтры, которые могут вызывать так называемое размытие во временной области. Это небольшое замедление обработки некоторых частот. В результате получается аудиосигнал, который менее точно передает оригинальный исходный материал. Процесс преобразования обратно в аналоговый формат может, в некоторых случаях, усугубить это размытие. Речь идет о чрезвычайно малых долях секунды, но рабочая теория заключается в том, что наши мозги могут это заметить, и мы предпочитаем, чтобы музыка звучала без этого размытия (или, по крайней мере, сильно уменьшенного).

Независимо от того, согласны вы с этой теорией или нет, Стюарт говорит, что размытие во временной области может влиять на любое цифровое аудио, включая аудио на CD, а не только потоковую цифровую музыку. Поскольку процесс кодирования MQA включает дополнительные фильтры, предназначенные для коррекции размытия, Стюарт утверждает, что этот процесс, который он называет “размытием”, делает MQA, даже без его других заявленных преимуществ, форматом лучше, чем CD-качество.

Если у вас есть время (и терпение), SoundOnSound предлагает глубокий обзор MQA, включая все детали о размытии во временной области.

Музыкальное оригами

Warner Bros.

В фильме 1997 года “Контакт” есть замечательная сцена, в которой астрономы понимают, что загадочная передача из космоса на самом деле является закодированным сигналом одной из первых телевизионных передач людей (причем это была запись Гитлера с Олимпийских игр 1936 года). Незадолго до этого первого открытия последовало второе, более глубокое открытие: в передаче содержатся закодированные инструкции по созданию машины, которая позволит людям встретиться с видом, пославшим сигнал в первую очередь.

Аудиофайл MQA работает аналогично. Когда вы загружаете или потоково воспроизводите MQA, на самом деле вы загружаете или потоково воспроизводите 24-битный файл одного из трех распространенных без потерь типов файлов: FLAC, ALAC или WAV. Благодаря некоторому умелому инжинирингу, эти 24-битные файлы все равно могут быть воспроизведены оборудованием, ограниченным воспроизведением 16-бит, таким как CD-плеер или обычный цифровой аудиоплеер без высокого разрешения.

Если оригинальная мастер-запись существует только в формате CD-качества, 16-бит/44,1 кГц, в MQA-версии практически нет аудиопреимуществ, кроме заявленных улучшений в размытии. Однако при наличии дополнительного программного обеспечения или оборудования они могут быть аутентифицированы.

Если оригинальная мастер-запись существует в виде файла высокого разрешения, формат MQA может также включать эту дополнительную информацию, не увеличивая сам файл, которая позже может быть извлечена, если у вас есть совместимое с MQA программное обеспечение или аудиооборудование. Стюарт называет это скрытие дополнительной информации “музыкальным оригами” (в честь древнего японского искусства складывания бумаги).

CD-качество и качество hi-res в одном файле?

Чтобы достичь небольшого размера файла MQA, самые высокие частоты (B и C) исходной записи скрыты без потерь в неразличимых частях файла CD-качества (A). MQA

В мире MQA каждый аудиофайл содержит три уровня информации. При создании файлов MQA в студии второй и третий уровни (области B и C на диаграмме выше) кодируются и сохраняются в области записи, содержащей уровни громкости, значительно ниже диапазона слышимости человека. Если они присутствуют в мастер-записях, именно эти части делают аудиофайл высоким разрешением, в отличие от просто CD-качества.

Небольшое пояснение к этим диаграммам: они представляют слышимые частоты, записанные во время студийной записи. Это отличается от частоты дискретизации, используемой при цифровом преобразовании, хотя обе слышимые частоты и частоты дискретизации выражаются в килогерцах (кГц).

MQA

Декодирование каждого уровня известно как развертка. Первая, и пожалуй, самая важная развертка может быть выполнена программным или аппаратным обеспечением, но вторая и третья развертки могут быть выполнены только с помощью совместимого с MQA аппаратного обеспечения. Мы обсудим программное и аппаратное обеспечение позже.

Первая развертка извлекает дополнительную глубину бита и частоту дискретизации, возвращая звук к Hi-Res качеству с частотой дискретизации 88,2 или 96 кГц.

На этом этапе вы можете использовать любой ЦАП для преобразования цифрового аудио в аналоговое, чтобы прослушать его. Однако, если у вас есть аппаратное обеспечение, совместимое с MQA, поток MQA может продолжиться на вторую и третью развертки, которые восстанавливают оставшуюся скрытую аудиоинформацию.

Эти конечные развертки также позволяют услышать оригинальную частоту дискретизации, если она была выше, чем 96 кГц, поддерживаемая первой разверткой. Стюарт говорит, что, хотя три развертки являются типичными, можно добавить гораздо больше разверток. Если исходная частота дискретизации была 768 кГц (например), используется 16 разверток.

Невероятно маленькие файлы

Изображение использовано с разрешения владельца авторских прав

Если вы знакомы с Hi-Res аудио, вам может быть интересно, почему кто-то заморачивается сворачиванием дополнительной информации в файле CD-качества, когда и FLAC и ALAC (и DSD) могут доставить Hi-Res аудио с разрядностью 24 бит/192 кГц или лучше, без потерь?

Одна из причин – это размер. MQA иллюстрирует разницу в размерах файлов, используя песню Madonna Like A Virgin. Когда эта песня кодируется в безпотерьный hi-res FLAC-файл с разрядностью 24/192, его размер составляет 135,3 МБ. MQA FLAC-файл занимает всего 46,2 МБ – примерно такой же размер, как безпотерьный FLAC-файл с разрядностью 16 бит/44,1 кГц.

Если вы верите заявлению Боба Стюарта, что MQA FLAC-файл будет звучать так же хорошо или даже лучше, чем безпотерьный hi-res FLAC-файл с разрядностью 24/192, MQA становится очевидным выбором для потокового сервиса, такого как Tidal, который может обещать своим клиентам Hi-Res аудио, платя только треть пропускной способности на песню, которую должны платить Apple Music или Amazon Music, когда вы слушаете безпотерьные Hi-Res треки с этих сервисов.

Однако здесь мы сталкиваемся с первым из нескольких контроверзий, которые преследуют MQA с момента его создания: математически безпотерьный hi-res FLAC-файл и файл MQA не являются одинаковыми. Процесс кодирования MQA делает некоторые качественные оценки, какие части оригинальной записи можно безопасно отбросить без изменения звука. Технически это делает MQA форматом с потерями сжатия.

Дебаты возникают вопрос о том, существует ли формат с потерями, который может звучать так же хорошо (или возможно лучше), чем истинно безпотерьный формат. Само собой разумеется, сторонники MQA считают, что ответ – да, в то время как многие преданные члены аудиофильского сообщества отвергают такую идею, утверждая, что любая потеря информации из оригинальной записи является непростительным грехом.

Нил Янг может быть самым известным человеком среди противников MQA. В блоге на своем сайте NeilYoungArchives в 2021 году фолк-певец написал: «MQA – это компания, поставляющая технологию Tidal. В своих официальных описаниях они рассказывают о том, что они сделали с моими оригинальными файлами. Они их изменяют и берут на это роялти. Я считаю, что мои мастер-файлы никаким образом не улучшены. Они ухудшены и изменены. Я их создал. Я знаю разницу. Я слышу ее».

Где можно потоково воспроизводить или скачивать песни MQA?

Самым простым способом получить доступ к MQA является подписка на уровень HiFi Plus Tidal, который в настоящее время стоит 20 долларов в месяц. В Tidal есть миллионы треков в своей так называемой коллекции «Tidal Masters», и каждую неделю добавляются новые альбомы в формате MQA. Однако в апреле 2023 года Tidal объявил, что начнет добавлять треки в формате безпотерьного hi-res FLAC в свой уровень HiFi Plus, и с тех пор начал заменять версии MQA своего песенного каталога версиями FLAC. Хотя Tidal не заявил о намерении устранить MQA, если текущий тренд продолжится, формат фактически прекратит существование на сервисе в течение нескольких лет.

Nugs.net – это другой потоковый сервис, поддерживающий MQA. В отличие от Tidal, который в основном сосредоточен на студийных записях, Nugs.net – это место, где поклонники живой музыки могут получить потоковую передачу своих любимых выступлений в формате MQA.

Radio Paradise недавно принял формат MQA для своих четырех смешанных каналов, хотя потоки MQA в настоящее время доступны только на устройствах BluOS от Bluesound.

Стриминг может быть самым простым способом прослушивания MQA, но если вы предпочитаете владеть и загружать свою музыку, вот несколько сайтов, где это можно сделать:

  • 2L, северное издательство, специализирующееся на классической, джазовой и народной музыке
  • e-onkyo music, японский сайт для загрузки музыки (в настоящее время доступен только для жителей Японии, к сожалению)
  • HDTracks, вероятно, самый большой каталог загружаемого контента MQA
  • Nugs.net не только стримит живую музыку, но также предлагает загрузки
  • HighResAudio, немецкий сайт для всех форматов hi-res
  • Sony Music Select поддерживает каталог hi-res аудио с поддержкой MQA

Наконец, если у вас есть CD-плеер или привод для CD, который можно использовать для копирования CD на компьютер, MQA CD может быть оптимальным выбором. Их не так просто найти, но если вы готовы немного поискать, начните здесь: Amazon, Japan-CD.com и eBay.

Программное и аппаратное обеспечение

Simon Cohen / ENBLE

Вот что вам нужно знать о необходимом оборудовании для прослушивания MQA.

Как мы уже упоминали в разделе об оригами музыки, недекодированные файлы MQA могут воспроизводиться на широком спектре аппаратного и программного обеспечения. MQA CD будет работать на любом CD-плеере. И если вы загрузили трек MQA с сайта для загрузки музыки в формате FLAC, любое программное обеспечение на вашем телефоне или компьютере, которое может воспроизводить файлы FLAC, сможет их воспроизводить.

Однако, если вы хотите получить доступ к дополнительной информации, скрытой внутри файла MQA, и/или если вы хотите увидеть индикаторы подтверждения подлинности, вам понадобится определенное аппаратное и/или программное обеспечение.

Требования MQA начинаются с первого развертывания, которое декодирует часть скрытой информации, известной как MQA Core. Первое развертывание может выполняться как программным, так и аппаратным способом.

С программной точки зрения пользователи Android могут загрузить USB Audio Player Pro, а пользователи Mac и PC могут подписаться на Roon или Audirvana – две платные платформы цифрового воспроизведения музыки. Если вас интересует только стриминг MQA, то приложение Tidal на Android, iOS, PC и macOS, а также мобильное приложение Nugs.net для iOS/Android также могут выполнять декодирование MQA Core.

Astell&Kern

На аппаратной стороне только устройства, известные как полные MQA декодеры, могут выполнять развертывание MQA Core. Они также могут выполнять дополнительные второе и третье (или больше) развертывания, что делает эти устройства предпочтительным выбором для аудиофилов. Полные декодеры представлены в различных формах и размерах. Портативные цифровые аудиоплееры Astell&Kern являются полными декодерами, а также Ifi Go Bar DAC / усилитель для наушников, который может подключаться к любому компьютеру или смартфону. Полные декодеры также можно найти в аудио ресиверах, hi-fi DAC и сетевых медиа-стримерах, таких как коллекция беспроводных аудиопродуктов Bluesound для многокомнатного прослушивания.

Также существует гибридный подход. Если вы выберете использовать программный декодер для первого развертывания, он может отправить сигнал MQA Core на одно из вышеперечисленных аппаратных устройств, или вы можете выбрать выделенное (и обычно более доступное) устройство, известное как MQA рендерер. Рендереры, например, очень доступный Ifi Go Link ($59), требуют выполнения первого развертывания MQA программным способом, но после получения сигнала MQA Core они могут выполнять дополнительные развертывания.

Боб Стюарт говорит, что этот гибридный подход позволит вам услышать файлы MQA максимального качества, но он все же утверждает, что полные декодеры предлагают улучшение качества звука.

Одним из недостатков MQA рендереров является отсутствие компонента подлинности опыта MQA. Поскольку они не выполняют первое развертывание, существует возможность того, что сигнал MQA Core, с которым они работают, не является оригинальным. Также невозможно для рендерера знать, с какой исходной частотой дискретизации он работает.

Что означают эти цветные светодиоды?

Cambridge Audio

Хотя малиновый светодиодный свет является наиболее распространенным на устройствах воспроизведения совместимых с MQA, таких как ЦАП/усилители, на самом деле существует несколько цветов светодиодов, связанных с MQA. Вот что они означают:

Зеленый: Используется программным или аппаратным обеспечением, которое может выполнять первое раскрытие MQA (MQA Core). Он сообщает вам, что, несмотря на то, что декодируемый MQA файл может быть аутентифицирован, звукорежиссер не объявил трек определительной версией записи.

Синий: Используется программным или аппаратным обеспечением, которое может выполнять первое раскрытие MQA (MQA Core). Он указывает на MQA Studio трек, который, помимо аутентификации, также считается определительной версией записи. По словам Боба Стюарта: «То, что вы слышите, точно такое же, как играло в студии, когда музыка была готова».

Малиновый: Используется аппаратным воспроизводителем MQA (или полным декодером), когда эти устройства получают поток MQA Core от приложения или другого аппаратного устройства, которое выполнило первое раскрытие. Он указывает, что поток был правильно закодирован как MQA файл, но не может аутентифицировать его или сообщить вам, является ли это MQA Studio треком.

Качество MQA не передается по Bluetooth (пока)

К сожалению, поскольку формат MQA должен оставаться нетронутым до преобразования в аналоговый звук, который можно услышать, беспроводные колонки и наушники Bluetooth, а также полностью беспроводные наушники, не могут присоединиться к полноценной вечеринке MQA. Это связано с тем, что Bluetooth сам по себе должен выполнять цифровую кодировку для передачи беспроводного аудио с телефона на наушники. Эта кодировка нарушает аккуратно сложенные данные MQA, делая их недоступными для вашего слуха.

Вы все равно можете наслаждаться преимуществами первого раскрытия MQA при использовании Bluetooth, но высококачественный звуковой опыт пока не является вариантом.

Это может измениться в будущем. MQA (компания) объявила в 2022 году, что создала новый совместимый с Bluetooth кодек под названием MQair. Среди улучшений, которые MQA утверждает, что MQair обладает по сравнению с конкурирующими кодеками, такими как адаптивный aptX от Qualcomm или LC3 от LE Audio, является возможность сохранения формата MQA в целости и сохранности при подключении по Bluetooth.

С тех пор MQA решила маркетингово называть MQair своим техническим названием: SCL6. Несмотря на то, что SCL6 получил сертификацию беспроводного звука высокого разрешения от Японского аудиообщества, до сих пор ни один производитель не включил поддержку SCL6 в свои аудиопродукты. Тем не менее, Lenbrook назвала SCL6 ключевым активом MQA, когда объявила о приобретении MQA.

Как звучит MQA?

Саймон Коэн / ENBLE

Если вы затрудняетесь зарегистрироваться на дорогой стриминговый план и купить необходимое оборудование для воспроизведения треков MQA в полном качестве, услышите ли вы разницу? Вероятно, да. Понравится ли вам то, что вы услышите? Вот более сложный вопрос.

Для меня ответ – да. Что ж, в основном да.

Используя iPhone 14 с Tidal HiFi и Apple Music, ЦАП Ifi Go Link и наушники Sennheiser HD 660S2 с открытой задней чашкой, я переключался между беспотеряной CD-качественной и MQA-версиями десятков треков разных исполнителей. Я прослушивал Green Day, Led Zeppelin, The Who, R.E.M, Heart, John Coltrane, Beck и Billie Eilish, чтобы назвать только несколько.

Результаты? Я считаю, что MQA-версия большинства треков заметно лучше, и это не просто незначительное улучшение. MQA позволяет каждому инструменту и каждому голосу находиться в собственном пространстве, добавляя глубину и четкость. В некоторых случаях, например, в песне Red Hot Chili Peppers “Snow (Hey Oh)”, дополнительные детали производят впечатление, особенно когда песня превращается из одного инструмента в полную аранжировку. Вы можете продолжать сосредоточиваться на первом гитарном рифе, даже когда он переходит в один из множества перекрывающихся звуков.

Однако не все треки выигрывают от обработки MQA. Я с трудом заметил существенную разницу при прослушивании большинства песен Тома Петти. Старые треки The Who, такие как “Pinball Wizard” и “Baba O’Riley”, были похожи. Я заметил небольшое улучшение, но только незначительное.

Как и во всех обсуждениях аудио, будь то формат, как MQA, или новый набор наушников, единственный способ узнать, услышите ли вы разницу, – это попробовать самому.

О компании MQA

До 2023 года о корпоративном лице, известном как MQA, было не так много сказать, кроме того, что она является владельцем и лицензиатом технологии MQA для различных игроков на рынке. Однако в начале 2023 года MQA объявила, что вступила в администрацию – британскую версию главы 11 – после потери одного из своих крупнейших финансовых спонсоров. Это побудило MQA искать покупателя, которого она в конечном итоге нашла в Lenbrook в сентябре 2023 года.

Приобретение приносит некую краткосрочную стабильность экосистеме MQA, поскольку больше нет угрозы неплатежеспособности или ликвидации компании, которая владеет интеллектуальной собственностью, связанной с портфелем кодеков MQA и другими активами. Однако ситуация с Tidal остается проблемой. Как самый крупный источник контента MQA, если Tidal продолжит делать версии своей песенной библиотеки недоступными для абонентов, Lenbrook будет нуждаться в заключении нового соглашения с другой стриминговой службой или, возможно, в запуске собственной.

Мы будем обновлять этот объяснительный текст по мере получения новой информации.