Я заглянул в шар Сэма Алтмана и все, что получил, это этот никчемный крипто

Посмотрел в шар Сэма Алтмана - только этот крипто получил

Я здесь, чтобы увидеть Сферу. Администратор точно знает, о чем я говорю. Я не первый человек, пришедший сюда на аудиенцию. Внутри коворкинга в Шоредиче, Восточный Лондон, собралась небольшая толпа. В основном мужчины, в основном молодые, многие с бородами—очень криптовалютные. Сфера также здесь, хромированная, сверкающая, установленная на уровне глаз на стойке, ждущая, чтобы сканировать нас, одного за другим. Фактически, есть две Сферы—другая перевозится менее церемониально вручную.

Устройства находятся в мировом турне, на острие нового проекта на основе криптовалюты, Worldcoin, созданного компанией Tools for Humanity, совместно основанной Алексом Бланией и Сэмом Альтманом, основателем OpenAI и создателем ChatGPT. Каждый, кто присоединяется к проекту, проходит сканирование радужки глаз и других черт лица с помощью одной из сотен Сфер, которые находятся в обращении, в обмен на часть новой криптовалюты. Цель, как заявляют его основатели, заключается в создании глобальной системы идентификации, которая поможет надежно различать людей и искусственный интеллект в преддверии того момента, когда интеллект уже не будет надежным индикатором человечности.

Путем захвата уникальных биометрических данных и кодирования этих деталей в числовую строку, логика гласит, что человек сможет доказать, что он является и человеком (а не ботом) и уникальным среди других людей, например, для голосования. В свою очередь, социальные медиа и другие онлайн-платформы смогут проверить подлинность своих пользователей и таким образом искоренить злонамеренную активность ботов, от спама и мошенничества до распространения дезинформации.

“Единственным дискриминатором, который у нас был в Интернете для отличия нас от машин, всегда был интеллект, но сейчас он исчезнет,”—сказал Блания журналу WIRED в июне. “По нашим данным, Сфера является единственной реализацией, которая может работать глобально для решения этой проблемы.”

Название проекта, Worldcoin, намекает на его глобальные амбиции (Сфера уже записала глаза в более чем 30 странах на пяти континентах), а также на криптовалюту, которую получает каждый, кто соглашается пройти сканирование. Идея заключалась в том, чтобы использовать распространение крипто-монет, поясняет Блания, чтобы решить вечную проблему холодного старта: как лучше побудить людей присоединиться, чем заплатить им? До сих пор более 2 миллионов человек присоединились.

Но дистопический оттенок предложения—сканирование радужки глаз за криптовалюту—никому не ускользнул. В октябре 2021 года бывший сотрудник НСА Эдвард Сноуден в Twitter осудил эту идею: “Не учитывайте радужки”,—писал он. “Не используйте биометрические данные для борьбы с мошенничеством. Фактически, не используйте биометрические данные ни для чего. Человеческое тело не является печатной картой.” Блания говорит, что, если индивидуально не указано иное, сырые изображения, полученные Сферой, удаляются, а хранится только числовое представление.

Несмотря на критику проекта, моё посещение Сферы показывает, что многие готовы подавить любые опасения, будь то из-за поклонения Альтману, последнему спасителю технологии, или из-за возможности получить крипто-богатство. Но по мере публикации большего количества информации о Worldcoin аналитики криптовалюты выдвигают возражения: они говорят, что обычные люди вряд ли получат прибыль.

Истоки Worldcoin можно проследить до 2019 года, когда Альтман искал способ создать глобальную схему универсального базового дохода, или УБД, систему, при которой каждому человеку регулярно выдается небольшая сумма денег, по меньшей мере достаточная для выживания. Однако, чтобы действительно равномерно распределить богатство, ему было бы нужно технология проверки личности, которая предотвратила бы двойную регистрацию людей и получение ими больше, чем их справедливая доля.

В июне 2021 года были опубликованы первые детали проекта. До того, как ChatGPT привнес генеративное искусственное интеллект в общественное сознание, акцент в предложении был немного другим: Worldcoin запустит новую криптовалюту, долю которой получит каждый человек на Земле, при условии, что он сможет доказать свою уникальность. С тех пор Worldcoin раздавал фактически обещание: что небольшое количество его новых токенов будет выдано при регистрации позже, после разработки и тестирования технической инфраструктуры.

Некоммерческая организация, названная Фондом Worldcoin, была создана для руководства проектом и обеспечения работы идентификационной сети как “публичной службы”. Tools for Humanity, которая разработала как Сферу, так и приложение, через которое люди присоединяются, в конечном итоге будет искать способы генерации дохода от услуг, связанных с проектом. Но пока “ничего не видно,”—говорит Блания.

Для тестирования своей технологии и расширения пользовательской базы Worldcoin провел начальные полевые испытания в 27 странах—от Норвегии и Чили до Кении и Судана. Команда независимых подрядчиков, называемых Операторами Сферы, которым платили комиссию за каждое сканирование радужки глаз, привлекла сотни тысяч регистраций. 14 из стран, участвовавших в испытаниях, относятся к развивающимся странам по данным Всемирного банка. “Мы хотели протестировать это во всех условиях,”—говорит Блания.

В апреле 2022 года MIT Technology Review опубликовал расследование, в котором было обнаружено, что представители Worldcoin часто применяли “обманчивые маркетинговые практики” и “не смогли получить осознанного согласия” от тех, чьи глаза они сканировали. Блания говорит, что проблемы, описанные в отчете, следует списать на детские болезни стартапа: “Я не хочу придумывать легких отговорок”, – говорит он. “Но тогда проект состоял из 15 человек, сидящих в небольшом городке в Германии. Было сделано много, много, много изменений.”

24 июля токен Worldcoin наконец был готов к распределению. В заявлении, отмечающем этот случай, Блания и Альтман сказали, что они надеются, что Worldcoin “радикально увеличит экономические возможности, создаст надежное решение для различения людей от искусственного интеллекта в онлайне, сохраняя конфиденциальность, позволит глобальным демократическим процессам и в конечном итоге покажет потенциальный путь к финансированию базового дохода с помощью искусственного интеллекта.”

В Лондоне для регистрации в Orb часто требовались несколько попыток; очки иногда были проблемой, или ниспадающая челка. Но в остальном процесс занимал всего несколько минут: Orb сканировал QR-код на телефоне человека, созданный при предварительной регистрации, а затем его лицо.

“Мы не просим удостоверения личности или что-либо еще. Если вы выглядите старше 18 лет, мы сканируем вашу радужку”, – сказала Ана Ховард, контрактный сотрудник, нанятый для ввода в эксплуатацию в Лондоне. Но каждый, кто регистрируется, “на сто процентов осведомлен и знает, на что подписывается”, – добавила она.

Каждый, кто был отсканирован, получил бесплатную футболку. На передней стороне был изображен логотип Worldcoin и слова “уникальный человек”.

В следующие три часа постоянно приходили люди на свои назначенные встречи с Orb, но с разной степенью знаний о проекте и различными мотивами для присутствия. Из семи человек, с которыми говорил WIRED, никто не испытывал особых опасений от сканирования глаз: в наше время нет ничего подобного конфиденциальности, мне сказали. Но почти все сказали, что они бы больше задумались над своим решением, если бы Альтман не был связан с проектом.

“Я фанат Сэма [Альтмана] за ChatGPT, поэтому я подумал: Дайте мне попробовать”, – говорит Грег Кинг после того, как его отсканировали. “Я немного знаю [о проекте Worldcoin], но не много – я подумал, что потом разберусь”.

Альтман также был привлечен Майклом Алдриджем, еще одним новым участником, который до этого утра никогда не слышал о Worldcoin. “Я, возможно, все равно пришел бы”, – сказал он, – “но, возможно, сделал бы больше исследований”.

Другие, даже если у них был мимолетный интерес к предложению о доказательстве принадлежности к человеку, в основном были здесь ради криптовалютной награды. Джеймс Брайант объяснил, что он делает рассчитанные ставки на возможность того, что Worldcoin может стать следующей криптовалютой, взлетевшей в цене; он надеялся войти в проект на самом начальном этапе. “Я думаю, что это может быть следующим шансом”, – сказал он. “Это следующая большая ставка. Как еще можно подняться по социальной лестнице?”

“Это звучит жадно”, – сказал Джо Симс, еще один новый регистрирующийся, – “но раздача криптовалюты [была причиной, по которой я пришел]. Я помню, что слышал о биткоине 10 лет назад, когда он стоил 8 долларов, но проигнорировал его. Возможно, из этого ничего не выйдет, и да, я отдал свою радужку – но это заняло всего пять минут”.

Такая логика, похоже, определяет большую часть интереса к Worldcoin. На сервере Discord разговоры почти исключительно о “генезис-гранте” в 25 токенов – стоимостью около 50 долларов – который присуждается тем, кто регистрируется либо в первую неделю, либо до запуска. “Уже прошло два дня”, – написал один проверенный пользователь, который все еще ждал получения своей выплаты. “Теперь кажется, что мои три дня путешествия для проверки Orb были потрачены зря”, – сказал другой, находящийся в похожей ситуации.

Эксперты в области токеномики – эмиссий и динамики предложения криптовалютных токенов – выразили опасения, что структура запуска Worldcoin может подорвать амбиции проекта с самого начала и, возможно, создать несправедливые условия для обычных людей, покупающих токены. Общее предложение токенов Worldcoin будет изначально ограничено 10 миллиардами. Три четверти этой суммы будут распределены пользователям в течение следующих 15+ лет, а остаток будет разделен между сотрудниками Tools for Humanity и инвесторами, которые должны воздержаться от продажи токенов по крайней мере в течение следующих 12 месяцев. Однако при запуске будет обращаться максимум 143 миллиона токенов, 100 миллионов из которых будут предоставлены сторонним рыночным создателям, чья задача – обеспечить ликвидность на биржах, на которых торгуется токен. Дима Будорин, сооснователь компании по аудиту криптовалют Hacken, говорит, что такая схема, при которой токен запускается с малым начальным предложением, из которого большая часть предоставляется рыночным создателям, приводит к нереалистичной оценке (Worldcoin в настоящее время имеет теоретическую рыночную капитализацию в размере 22,9 миллиарда долларов), которая служит интересам частных инвесторов перед запуском, но делает маловероятным то, что обычные люди, покупая на открытом рынке, получат прибыль. Другие, например, Ари Пол, основатель инвестиционной фирмы BlockTower Capital, высказали похожие опасения.

Еще один возможный сигнал тревоги, говорит Будорин, – это отсутствие явно различимого использования токена, кроме финансовых спекуляций. Обычно токен может выполнять определенную функцию (скажем, позволять держателям голосовать за то, как проект должен распределить деньги в своем казначействе), что обеспечивает его стоимость. Но в этом случае, говорит Будорин, такая полезность отсутствует. “Прямо сейчас Worldcoin – это мимокойн, мимокойн Сэма Альтмана – это игрушка”, – говорит он.

Токен Worldcoin, гласит белая бумага, “укрепит пользователей, давая им возможность влиять” на направление проекта, но только после того, как Фонд Worldcoin уточнит детали в консультации с пользователями. Tools for Humanity не ответили на вопросы о возможности токеномики Worldcoin в пользу интересов частных инвесторов перед обычными пользователями. Но в нашем интервью в июне Блания защищал идею того, что полезность проекта Worldcoin будет развиваться медленно со временем, и что токен – это только малая часть большой картины.

“На самом простом уровне Worldcoin – это цифровая идентификация и финансовая сеть. Это ядро. Все остальное – искусственный интеллект и базовый доход – это приложения”, – говорит он. “Такое что-то произойдет, это неизбежно. Это станет необходимым”.