Основатель Debian Linux Иан Мердок, наверняка поражен наследием, которое он оставил.

Основатель Debian Linux, Иан Мердок, поражен своим наследием.

Вернемся в 1993 год. Президентом США является Билл Клинтон, фильм “Парк Юрского периода” раскупает билеты в кинотеатрах, кавер UB40 на песню “Can’t Help Falling in Love” занимает первое место в чартах Billboard, а студент Перду Иэн Мурдок объявляет о создании нового дистрибутива под названием Debian Linux Release на новостной группе comp.os.linux.development в Usenet.

Мурдок написал: “Это выпуск, который я создал практически с нуля; другими словами, я не просто внёс некоторые изменения в SLS [Softlanding Linux System] и назвал это новым выпуском. Я решил создать этот выпуск после использования SLS и общей недовольства многими его аспектами и после множества изменений SLS я решил, что будет проще начать с чистого листа”.

Также: Лучшие ноутбуки с Linux

Название Debian является комбинацией имени тогдашней подруги Мурдока, Дебры, и его собственного имени. И каждый выпуск, который на данный момент достиг Debian 12, Bookworm, назван в честь персонажа из фильма “История игрушек”.

Это было другое время. Не существовал Git, Red Hat Linux не существовал, и IBM еще не поддерживала Linux. Linux все еще был преимущественно операционной системой для энтузиастов. Его использовали студенты и компьютерные ученые чаще всего. Я начал использовать эту ОС с версии Linux 0.11 в ноябре 1991 года, но к тому времени я уже был пользователем Unix более десятилетия.

Также: 8 вещей, которые вы можете делать с Linux, но не можете с MacOS или Windows

Мурдок знал, что не каждый может использовать ftp, компилировать, создавать и загружать Linux из исходного кода. Он считал, что первые дистрибутивы, особенно SLS, были недостаточно хорошими. Поэтому он начал создавать Debian в качестве более утонченного дистрибутива Linux, который можно было установить без необходимости “сидеть и ждать … и позволить машине установить выпуск, пока вы занимаетесь более интересными вещами”. Короче говоря, он сказал: “Debian сделает Linux проще для пользователей, у которых нет доступа к Интернету”.

Debian был первым дистрибутивом Linux, который сделал удобство установки и развертывания своим приоритетом. В то же время, когда он начался, Debian был единственным дистрибутивом, открытым для каждого разработчика и пользователя для внесения своего вклада. По сей день он остается самым важным сообществом дистрибутивом Linux. Все другие дистрибутивы, такие как Red Hat Enterprise Linux (RHEL), Ubuntu и SUSE Linux Enterprise (SLE), а также их сообщественные ветви, такие как Fedora и openSUSE, либо напрямую, либо косвенно связаны с коммерческими компаниями.

Как написал технически грамотный блогер Кори Доктороу после преждевременной смерти Мурдока в 2015 году: “Проект Debian в корне изменил способ создания свободного/открытого кода, объединив требование к инженерному совершенству с публичным заявлением о этическом характере разработки свободного программного обеспечения”.

Также: Самая важная причина использовать Linux дома

Люди, хорошо знавшие Мурдока, согласны с этим. Брюс Перенс, создатель социального контракта Debian и руководств по свободному программному обеспечению Debian, которые определили основные принципы Debian, указал в электронной беседе, что Debian – это не просто дистрибутив Linux: “Влияние Debian на мир – это не только Debian. Это очень много проектов, которые он породил. Например, современный дистрибутив Linux, как парадигма, так и архитектура, исходят из Debian”.

Перенс добавил: “Мурдок создал целую ‘базовую систему’ Debian, часть, необходимую для загрузки системы, способной устанавливать дополнительные пакеты. Пока я был лидером проекта Debian, я распределял каждый из пакетов, составляющих базовую систему, между разными разработчиками. Никто раньше никогда не делал ничего подобного, и никто тогда не знал, что результат – созданный десятками людей, которые никогда не видели друг друга и общались только через текстовую электронную почту – будет работать, когда все части будут собраны вместе”.

По словам Перенса, Debian стал основой первой встроенной системы Linux: “Я создал Busybox (швейцарский армейский нож встроенной Linux), чтобы установить Debian с помощью гибких дисков. В то время для загрузки ядра требовался один дискета 1,44 МБ, а затем нужно было вставить другую дискету для корневой файловой системы. Busybox был создан, чтобы поместить все необходимые командные инструменты на эту вторую дискету. Сейчас он находится во множестве маршрутизаторов, телефонов, телевизоров и других встроенных устройств”.

Также: Window Maker Live – это отсылка к захватывающим дням раннего Linux

Кроме того, Debian впервые внедрил систему управления зависимостями dpkg. С ее помощью вы могли объединять программы и библиотеки в удобный для установки программный пакет, даже если они были разработаны отдельно. Конечно, сейчас это уже обычное дело.

Бдэйл Гарби, один из первых разработчиков Debian, добавил в электронной беседе: “Современные языки программирования и их сообщества разработчиков не всегда хотят иметь дело с управлением зависимостями с версиями. Из-за этого возникает напряженность и появляются такие вещи, как Flatpaks, Docker и т. д. Но даже сегодня большинство пользователей Debian все еще хотят предложение, которое полностью соответствует политике доставки двоичных пакетов.”

Кроме того, Гарби отметил, что Иэн Джексон, один из первых программистов Debian и создатель dpkg, исследовал идею “версий пакетов Debian как грубой системы управления версиями. Идея заключается в том, что вы можете загрузить (проверить) последнюю версию пакета, изменить ее, а затем загрузить (проверить) новую версию в архив. Это своего рода интересная концептуальная модель. В каком-то смысле это можно понимать как то, что Debian был одним из первых крупных экспериментов в распределенном системе контроля версий.”

Также: Почему меньше людей использует Linux на рабочих столах? У меня есть теория, которая вам может не понравиться

В то время сам Linux еще не перешел к своей первой системе контроля версий, Concurrent Version System (CVS), не говоря уже о BitKeeper. К тому же, изобретение Гита Линусом Торвальдсом было еще много лет впереди.

Гарби продолжил: “Роли и обязанности [разработчиков и сопровождающих] сейчас намного более структурированы, чем в начале. Даже понятие того, что у пакетов есть определенные сопровождающие, я помню “времена до этого”.

Гарби добавил: “Между всеми, работающими над тем, что они хотят в любое время, и так называемыми ‘функциями контроля’ при наличии определенных сопровождающих пакетов существует здоровое напряжение.”

Вспоминая начало Debian, Гарби сказал: “Иэн Мердок рассказывал мне несколько раз, как он никогда не представлял, что то, что он начал, продержится так долго и пройдет так далеко. Мое мнение по этому поводу заключается в том, что он выбрал набор фундаментальных принципов, которые хорошо откликнулись у правильного вида страстных людей.”

Также: Как начать использовать Git в Linux

Мердок был бы поражен наследием Debian. Помимо того, что он сам по себе является крупной операционной системой Linux, он стал родительским дистрибутивом для других популярных дистрибутивов Linux, таких как Ubuntu, Linux Mint и MX Linux.

Влияние Debian все еще с нами сегодня. И оно будет продолжаться и в будущем, по словам Гарби: “Много работы продолжается, и энтузиазм, с которым многие в сообществе принимают участие в ежегодной конференции разработчиков Debian (DebConf), уверяет меня, что основное сообщество Debian остается сильным.”

Это хорошо, потому что нам нужен Debian. Нам нужно сильное сообщество Linux, которое отражает потребности пользователей и разработчиков, а не корпораций. Есть место для Linux, ориентированного на бизнес. Но, как Мердок знал в те ранние дни, также есть потребность в версии Linux, созданной для людей и сделанной ими.