Выборы в Испании ставят на поруки свободных работников против крайней правой

Выборы в Испании свободные работники против крайней правой

В Мадриде сейчас 8 вечера, и город буквально плавится от жары. Солнце уже село за горизонт, но температура все еще достигает 34 градусов по Цельсию (93 градуса по Фаренгейту). Фернандо Гарсия только что закончил долгий день катания по улицам, перевозя продукты для Glovo, платформы для доставки с головным офисом в Барселоне. Гарсия говорит, что он везунчик. Он является контрактным сотрудником компании, что означает, что у него есть возможность зайти в склад, с которого он осуществляет доставку, чтобы укрыться от жары.

«Для курьеров, доставляющих еду из ресторанов, они пробыли на улице весь день, и многие рестораны даже не позволяют им зайти внутрь, чтобы воспользоваться туалетом. Самое плохое — это для тех, кто работает на мотоциклах. Когда они на дороге и застревают сзади автобуса, жара становится невыносимой», говорит он. «Там можно умереть, серьезно. Вот почему курьерам нужны права».

Вопрос о том, какие права имеют курьеры в Испании, оказался в центре спора между работниками, профсоюзами, законодателями и крупными технологическими компаниями на протяжении последних четырех лет. Компании извивались, пытаясь соответствовать или обойти правила, требующие относиться к работникам как к сотрудникам. Glovo, принадлежащая немецкому международному холдингу Delivery Hero, уже накопила более 200 миллионов евро ($225 миллионов) штрафов за предполагаемое нарушение закона, и дополнительные штрафы могут быть в будущем.

В Испании, где существует высокий политический раздел, работники платформы оказались в центре идеологической борьбы. Для левых курьеры символизируют необходимость в сильной трудовой защите, чтобы предотвратить ухудшение условий труда. Для правых доставка еды является примером свободы, которую технологии предлагают работникам, чтобы они могли быть своими собственными начальниками, пока государственные бюрократы и старомодные профсоюзы держатся подальше.

Выборы 23 июля поставят правящую коалицию центристских и радикально-левых партий, поддерживаемых баскскими и каталонскими националистами, в противостояние с потенциальным союзом консервативных и крайне-правых партий страны. Если победят правые партии, то права, за которые боролись работники платформы, могут быть отменены в Испании. Но выборы также могут иметь последствия для фрилансеров по всей Европе, поскольку ЕС ведет переговоры о региональном законе, регулирующем работу на платформах.

«Мы хотим иметь работу, которая была бы безопасной, надежной и достойной, с правами, закрепленными в контракте, как у любого другого сотрудника», говорит Фелипе Корредор Альварес, бывший курьер Deliveroo в Барселоне и член кампании RidersXDerechos (“Курьеры за права”). «Я думаю, что если власть получат правые и крайне-правые партии, многое из того, что было сделано для продвижения в этом направлении, будет отменено».

Как и в Калифорнии, где Uber и Lyft потратили большие деньги на поддержку предложения 22, которое классифицирует фрилансеров как контрактников, спор о работе на платформе в Испании сводится к вопросу о том, являются ли курьеры и водители компаний, таких как Glovo, Uber Eats или Just Eat, сотрудниками. В сентябре 2020 года Испанский Верховный суд признал их сотрудниками. Министр труда правительства Йоланда Диас быстро поддержала это законодательство, которое стало известно как «Закон о курьерах».

Закон о курьерах закрепил в законодательстве, что фрилансеры являются сотрудниками, и предоставил представителям работников право быть информированными о обычно непрозрачных правилах, лежащих в основе алгоритмов платформ, которые соотносят работников с заданиями и управляют вознаграждениями и стимулами. Этот закон был первым подобного рода в Европе.

«Сформулировка Закона о курьерах оставляет очень мало места для чего-либо, кроме трудоустройства курьеров», говорит профессор трудового права Университета Валенсии Адриан Тодоли.

Закон вступил в силу 12 августа 2021 года. Три крупные платформы по доставке еды в Испании отреагировали по-разному. Just Eat уже начала нанимать своих курьеров в 2020 году в рамках политики, действующей во всей Европе. Компания подписала коллективное соглашение с испанскими профсоюзами UGT и CCOO в декабре 2021 года, это было первым подобного рода соглашением в Испании. Uber Eats начала нанимать курьеров исключительно через подрядчиков, что означало, что курьеры являются сотрудниками, но не сотрудниками Uber Eats.

Glovo изменила свою модель. Они отказались от фиксированных временных интервалов для курьеров и позволили им немного самостоятельности в определении цены, чтобы они могли устанавливать (в пределах определенных границ) сумму, за которую они готовы принять каждую предложенную доставку. Компания заявляет, что эти изменения дают курьерам достаточно автономии, чтобы их можно было законно считать самозанятыми. Glovo фактически нанимает курьеров, работающих в секции доставки продуктов Glovo Market, где модель бизнеса отличается, поскольку все доставки осуществляются из мини-складов компании (более известных как “темные магазины”), но это составляет всего около 20 процентов общего числа курьеров компании.

Изначально Закон о курьерах казался выгодным для Glovo, поскольку доля компании на рынке росла за счет ущерба ее двум основным конкурентам. Преимущество Glovo заключалось в том, что они могли иметь больше зарегистрированных на своем приложении трудовых ресурсов без дополнительных затрат, так как им не приходилось оплачивать время ожидания и оборудование курьеров, а также социальные льготы, такие как больничный и пенсионные взносы. Большее количество курьеров на улицах, доступных для заказов, означает более быстрые доставки и довольных клиентов.

Для Uber Eats, конкурентное преимущество Glovo было неприемлемым. В первую годовщину Закона о Райдерах компания объявила, что райдеры могут снова работать на платформе как самозанятые лица, хотя сохранялась возможность быть полноценным сотрудником. Бланка Зайас, руководитель по коммуникациям Uber Spain, говорит, что только 26 процентов райдеров выбрали последнюю опцию.

С четырьмя из пяти райдеров в Испании, работающих на Glovo или Uber Eats, Закон о Райдерах казался терять всю свою долговременность.

Иньиго Бареа, менеджер Just Eat Spain, говорит, что «существует неравное поле игры», потому что «применение закона не является реальностью». Спросив, будет ли компания также возвращаться к модели самозанятых лиц, как это недавно произошло в Великобритании, Бареа говорит, что они действуют «в рамках правовой системы рынков, на которых мы базируемся. В Испании закон очень ясен».

Проблема для министра труда заключалась в том, что доказать, что райдеры Glovo и Uber Eats являются фиктивными самозанятыми лицами, было затруднительно. Расследования Инспекции труда затягивались, и процесс апелляции задерживал наложение санкций. В марте новый трудовой закон дал агентству больше полномочий по приведению в исполнение и изменил процесс апелляции таким образом, что платформенная компания, признанная неправомерно нанимающей работника на самозанятой основе, обязана выплатить штрафы и нанять работника до обжалования решения, что означает, что она не может бесконечно откладывать санкцию, обращаясь с своим делом в суд за судом.

Феликс Эггерт, руководитель международных отношений и связей Glovo, говорит, что компания все еще продолжает защищать свое дело в суде.

Более 200 миллионов евро штрафов, которые Glovo заплатила до сих пор, относятся только к проверкам труда до введения Закона о Райдерах, которые были основаны на решении Верховного суда 2020 года. Проверки продолжаются сейчас за период после введения закона, и поэтому очень вероятно, что впереди еще будет больше штрафов. Delivery Hero выделила в своих счетах 258 миллионов евро на выплату штрафов Glovo в течение следующих трех финансовых лет, но этого может оказаться недостаточно, если санкции продолжают поступать.

В то время как платформы доставки еды и правительство боролись из-за Закона о Райдерах, рабочие группы также были разделены. RidersXDerechos вместе с профсоюзами выступали за Закон о Райдерах, утверждая, что только трудовые договоры прекратят низкие заработки и нестабильность. Они указывали на пандемию как на исследование рисков самозанятости, так как райдеры были классифицированы правительством как «неотъемлемые работники», но те, у кого был Covid-19, должны были либо оставаться дома и не получать зарплату, либо продолжать работать, подвергая свое здоровье и здоровье других риску.

В 2020 году возникло движение райдеров под названием Sí, Soy Autonomo (“Да, я самозанятый”), целью которого было остановить введение Закона о Райдерах. Движение, коалиция других групп райдеров, проводило протесты по всей стране, некоторые из них с участием сотен райдеров, утверждая, что они наслаждаются гибкостью, которая идет вместе с самостоятельностью, и что Закон Диаз приведет к сокращению числа рабочих мест и потере работы тысяч райдеров.

UGT, самый крупный профсоюз Испании, в числе членов которого насчитывается небольшое, но растущее количество райдеров, опубликовал отчет, в котором утверждается, что движение Sí, Soy Autonomo было кампанией астротерфинга, поддержанной Glovo. Эггерт отрицает это, говоря, что они «вели переговоры» с Sí, Soy Autonomo, но что оно «независимо от Glovo и самоорганизованно».

Густаво Гавириа, колумбийский мигрант и райдер Glovo, был одним из пресс-секретарей Sí, Soy Autonomo и остается фигурой главной организации движения, Repartidores Unidos (“Единые Райдеры”). “Закон о Райдерах, в лучшем случае, привел к увеличению нестабильности в секторе”, – говорит Гавириа.

Альберто Риеско Санс, один из координаторов Fairwork Spain, международного академического / активистского проекта по платформенной экономике, оспаривает это. “Just Eat фактически применяет Закон о Райдерах, и наши исследования показали улучшение условий работы на платформе, которые значительно лучше, чем на других платформах”, – говорит Санз. “Это все равно очень низкооплачиваемая работа, но я думаю, что это следует признать как шаг вперед”.

Неизбежно, дебаты о Законе о Райдерах были втянуты в политический дискурс Испании. Диаз, министр труда, была почти полным неизвестным, прежде чем стала министром в новом левом коалиционном правительстве Подемос (“Да, Мы Можем”) в январе 2020 года. Теперь опросы общественного мнения говорят, что она является самым популярным политиком Испании. Ее борьбы с Glovo стали частью ее привлекательности как женщины народа. Теперь она является лидером Sumar (“Объединение”), новой зонтичной коалиции левых сил на общих выборах.

На выборах столкнулись Сумар и центристская ПСОЕ с Партией народной партией, традиционной партией правого крыла в Испании, и Vox, новой крайне правой партией, чья огненная анти-мусульманская, анти-иммигрантская риторика, включая обещание высылки всех незаконных мигрантов, привела к поддержке партии, взлетевшей в последние годы. Это угроза, которой опасаются многие курьеры, поскольку в Мадриде и Барселоне, двух крупнейших городах Испании, сами курьеры считают, что более половины всех доставок еды выполняются курьерами без законного права на работу, хотя нет официальных оценок.

Vox обещает отменить Закон о курьерах, если придет к власти.

Гавирия, представитель Repartidores Unidos, недавно появился в документальном интервью с лидером Vox Сантьяго Абаскаль. Гавирия говорит, что Repartidores Unidos является политически независимой организацией, но сам он поддерживает Vox на этих выборах. Гарсия, член UGT, выступал вместе с Диаз на мероприятиях Sumar.

Предвыборные опросы мнений очень напряженные, но они слегка склоняются в пользу правительства правого крыла PP-Vox. Если это произойдет, и они отменят Закон о курьерах, это не уничтожит права курьеров мгновенно.

Решение Верховного суда 2020 года все еще будет иметь юридическую силу. Инспекция труда технически независима от правительства, что означает, что она может преследовать любые дела, попадающие в ее юридическую компетенцию. Однако правительство имеет влияние на то, какие дела считаются важными. «Новое правительство может решить не приоритезировать платформенную экономику», – говорит Тодоли. – «Это определенно возможно».

Если это произойдет, позиции Glovo и Uber Eats будут безусловно укреплены. Смена правительства “очевидно может сыграть на руку Glovo”, – говорит Гайлз Торн, руководитель европейского интернет-исследования в инвестиционной консалтинговой фирме Jeffries. – «Glovo будет очень рада концу Йоланды Диас».

Результаты выборов 23 июля могут иметь последствия для платформенной работы за пределами Испании. ЕС завершает работу над Директивой о платформенной работе, амбициозным законом, который пытается регулировать все работы на цифровых платформах труда, а не только курьеров, во всех 27 государствах-членах ЕС. Директива находится на заключительной стадии своего долгого пути через институты ЕС, где вопрос статуса занятости яростно обсуждался. Удачно так случилось, что в настоящее время Испания занимает ротационное председательство в Совете ЕС, органе, представляющем государства-члены в ЕС. Поэтому Испания отвечает за ведение переговоров Совета по Директиве о платформенной работе с Европейским парламентом.

Официальные переговоры начались 11 июля и ожидается, что они будут очень сложными. Если испанское правительство изменится позже в этом месяце, председательство перейдет от одного из наиболее поддерживающих права на работу для платформенных работников к одному из самых враждебных.

Что бы ни было решено в Брюсселе, это будет иметь эхо во всем мире, поскольку Европейский союз станет первым крупным экономическим блоком в мировой экономике, в котором будет полноценное регулирование платформенной работы. Расколотая политика Испании может стать решающей в формировании будущего работы на платформе далеко за ее пределами.

Манипуляции ЕС по тонкостям трудового права могут казаться далекими от повседневной реальности курьеров, пытающихся выжить во время жары. Но то, что проистекает из статуса занятости, представляет собой набор прав, которые очень практичны в контексте знойной погоды: получите ли вы оплату, если возьмете больше перерывов от солнца? Будете ли вы получать оплачиваемый отпуск, если заболеете от перегрева? Несет ли юридическую ответственность за ваше здоровье на рабочем месте компания, в которой вы работаете?

Испанское правительство в мае ввело новый закон для работников на открытом воздухе в экстремальной погоде, включая запрет на работу при официальном предупреждении о погодных условиях. Хотя этот закон распространяется на курьеров в Испании, он не распространяется на тех, кто работает на Uber Eats и Glovo как независимые контракторы.

«У нас есть оценка профессионального риска, потому что мы являемся сотрудниками», – говорит Гарсия о работниках его продуктового склада Glovo Market. – «Но 80 процентов курьеров Glovo таковыми не являются, и алгоритму безразлично, страдаете ли вы от жары».